
Пандит Джасрадж
Раз уж зашла речь про такой вид молитвенной музыки, как мантры, не могу не упомянуть такого Мастера как Пандит Джасрадж (Пандит - это что-то вроде Мудрец, Ученый муж). Одни из самых прекрасных мантр, какие я слышал, - это в его исполнении. Классическое, правильное индийское исполнение, без налета фьюжна, нью эйджа и прочей западной гламуризации. А еще он напоминает Учителя Йоду из Звездных войн и просто зачаровывает пластикой своих движений, он как бы создает музыку и состояние, создаваемое музыкой, с помощью своей волшебной жестикуляции, возможно даже мудр.

Пандит Джасрадж
А теперь немножко про Мастера.
Пандит Джасрадж (Pandit Jasraj) родился 28 января 1930 года. Он, пожалуй, самый яркий пример индийской классической музыки, исполнитель рага (raga) и Мевати Гарана (Mewati Gharana).
Джасрадж родом из Хиссара (Hissar, Haryana) из ортодоксальной семьи брахмана (справка: брахманы - высшая каста мудрецов) Пандита Мотирамджи (Pandit Motiramji), классического представителя этой касты. Его семья известна за пение в стиле Мевати Гарана (Mewati Gharana). Мотирамджи умер, когда Джасраджу было всего 4 года, в день когда его должны были назначить штатным музыкантом во дворе последнего Низама (последний шах Хайдарабада).
Однако отец успел познакомить юного Джасраджа с пением. Позже его учил петь старший брат Пандит Манирамджи (Pandit Maniramji), и после него Махараджа Джайвант Сингджи Вагела (Maharaja Jaywant Singhji Waghela). Пандит Джасрадж был под сильным впечатлением от голоса известного певца газал (ghazal) Бегам Ахтар (Begum Akhtar), которого он имел обыкновение слушать, пропуская школу, в небольшом отеле, который играл песни весь день. Это вдохновило его изучать вокальную музыку.
В 1960 году, когда Джасрай посетил в больнице Бэйд Гулам Али Хана (Bade Ghulam Ali Khan), тот предложил Джасраджу пойти к нему в ученики, но Джасрай отказался, мотивируя это тем, что он уже ученик Мотирама.
Как способ получать средства к существованию, Манирамджи позволил Джасраджу аккомпанировать себе на табла. Однако в это время, подобно музыкантам на саранджи (sarangi) (такая индийская скрипка, можно увидеть в роликах где играют рага), аккомпаниаторы на табла считались незначительными. В 14 лет, недовольный своим положением аккомпанирующего музыканта, Джасрадж решил что увеличивать свой заработок на бутылках не стоит, а поклялся не стричь свои волосы до тех пор, пока не научится петь... и ему это удалось.
Pandit Jasraj обладает богатым, трогательным, звучным голосом диапазоном в более чем три с половиной октавы. Его напевы с высоким мастерством соответствуют стилю Khayal от Mewati Gharana. А также Пандит Джасрадж сделал большой вклад в исследование Haveli Sangeet.
Его самый большой вклад в индийскую классическую музыку - его концепция уникального и нового jugalbandi (особый стиль классического индийского пения дуэтом), разработанного на древней системе Moorchanas, между мужским и женским голосом, каждый из которых поет свое рага своим распевом. В честь Pandit Jasraj этот легендарный jugalbandi известен как Jasrangi.

Пандит Джасрадж
Pandit Jasraj - Swarnamala Stuti
Om Namah Shivaya - Pandit Jasraj
Сам Пандит Джасрадж на Рага Пурви. Интересно поглядеть на Мастера (рага - классическая индийская музыка)
Очень красивая рага, но без видеосопровождения "Красота Чарукеши"
Pandit Jasraj and the beauty of Charukeshi
Старое видео с еще молодым Пандитом Джасраджем
Pandit Jasraj - Raag Darbari