Стеклянная гармоника: алхимия звука

Говоря о стеклянных инструментах невозможно не упомянуть о стеклянной гармонике. Древнем инструменте времен Ренессанса, почти утерянном в наши дни (и оригинальная конструкция и техника игры).
Всем известен эффект, когда проводишь мокрым пальцем по стеклу и раздается интересный звук, первым кто описал этот феномен был Галилей.

Инструмент построенный на этом принципе, на котором можно было играть музыку были популярным в Англии, его делали Покридж и Глюк в начале 1700 годов.

В 1761 году Бенджамин Франклин был в Лондоне, представляя Пенсильванскую Легислатуру (законодательство) в Парламенте. Франклин очень интересовался музыкой: он был способным музыкантом-любителем, постоянно посещал концерты, и даже писал музыку для струнного квартета. На одном из концертов, где Франклин присутствовал, его коллега в Королевской академии, израл музыку на странном инструменте из бокалов воды настроенный по образцу инструмента Покриджа. Франклин был в восторге, и решил придумать и построить более совершенную конструкцию этого инструмента.

Премьера нового изобретения Франклина состоялась в начале 1762, играла Marianne Davies - известный музыкант из Лондона, которая научилась играть на новом изобретении Франклина. Сначала Франклин назвал его гласхорд (glassychord), но вскоре остановился на (г)армоника (armonica) в качестве названия для своего нового изобретения-в честь итальянского слова для гармонии "Armonia". Видимо Франклин построил второй инструмент для г-жи Дэвис, с которым она гастролировала по Европе, в то время как Франклин вернулся в Филадельфию с его собственными.

Armonica пользовалась большим успехом, особенно в Германии. Моцарту инструмент был представлен Францом Месмером, который использовал его чтобы "гипнотизировать" пациентов, а затем Моцарт написал две работы для армоники (соло и большой квинтет для armonica, флейты, гобоя, альта и виолончели). Бетховен также писал немного для armonica. Всего сохранилось около 200 пьес для armonica (соло или с другими документами) из той эпохи.

Но музыкальная мода изменилась. Музыка выходит из относительно небольших аристократических зальчиков времен Моцарта в крупные государственные концертные залы девятнадцатого века, и без усиления ее просто не было слышно. В течение этого периода, музыкальные инструменты в целом были значительно изменены, чтобы сделать их громче, чтобы было слышно широкой публике концертных залов. Например, фортепиано прошло через значительные изменения от "тихого клавесина с молотками" времен Моцарта в популярный инструмент, который мы знаем сегодня, и все инструменты оркестра струнных, духовых, были модифицированы для увеличения объема их звучания. Но не было способа каким-либо образом сделать armonica громче. Поэтому надолго инструмент был забыт.

В наши дни усилить звук уже не проблема. Но даже сегодня есть только дюжина исполнителей стеклянной гармоники по всему миру.

"Dance of the Sugar Plum Fairy" on the Glass Armonica

Glassharmonica & quartet / AdagioK617-Mozart by Thomas Bloch

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *