Советский рок. Часть вторая. Электронная музыка в СССР, начало пути для «другой музыки».

пост - логическое продолжение поста:
Советский рок – кровь, пот и слезы на руинах Империи. Часть первая.

Ведь если постараться, можно все сломать.
Пусть будет у меня -
хоть сумашедший робот,
если уж нормального негде взять.

(Юра Чернавский "Я робот".)

Вполне можно взять эти строчки эпиграфом к становлению советской электронной музыки, арт-рока, прогрессив-рока. Которое можно отнести к 70-80-м годам.

Вообще, это громкие эпитеты - "направления советской новой музыки", как таковых - отдельных около-роковых направлений тогда не было. Были отдельные пробивающиеся росточки нормальной музыки, на фоне советской музыкальной пустыни. У некоторых получалось совсем неплохо. Особо можно выделить музыку прибалтийских композиторов - ведь в Прибалтике прессинг всегда был значительно ниже, чем в остальном "сесесере".

Электронная советская музыка, как то раньше и, возможно, легче других направлений выбилась в свет. Возможно, потому что она неким образом коррелировала с советской идеей "покорения далеких планет" и прочее. Братья Стругацкие, Андрей Белов, Иван Эфремов, Кир Булычев не то чтобы пробили, но обозначили некую идею, концепцию, вокруг которой начала наматываться творческая машина советской электронной музыки.
Условно, ее можно разделить на три части.

1) Электронная музыка прикладного значения - какие-то заставочные ролики, ритмическая гимнастика и прочие незатейливые пионерские мелодии. Художественной ценности особой она не имела, но возможно способствовала некоей лояльности со стороны общественности и что немаловажно - государства, вообще к такому жанру.
2) Отдельные известные и прогрессивные композиторы активно использовали электронную музыку и писали неплохой арт-рок - это Александр Зацепин, Алексей Рыбников.
3) Отдельные группы и музыканты, пробивающие дорогу "другой" музыке, в частности рок-музыке. Такие как Михаил Чекалин, Зигмар Лиепеньш, Игорь Лень, Свен Трюмберг (Sven Grünberg), группа "Арго", "Арсенал", Юра Чернавский и группа "ЧЮМА" и др. Хотя этот пункт очень условный, почти все эти ребята "засветились" в написании и музыки к заставочным роликам и кинофильмам и т.д.

Немножко про музыкантов по отдельности

Свен Грюмберг известен в первую очередь музыкой к кинофильму "Отель "У погибшего альпиниста" (кстати, по книге "Стругацких). эстонский композитор Свен Грюнберг начал творческую деятельность в конце 70-х годов, подражая синтезаторной рок-музыки Вангелиса и Китаро. В середине 80-х Грюнберг обратился к космическому и эмбиентному звучанию, включая, насколько возможно, фольклорные элементы. Заметное место в его композициях занимают восточные мотивы, круто замешанные на органно-электронных спецэффектах. Так, его пьеса «Цветение» из альбома «Дыхание» по уровню медитативного воздействия заметно превосходит многие композиции К.Шульца. Грюнберг известен как автор музыки к фильмам и даже сыграл роль в "Реквиеме".

Игорь Лень - композитор, продюсер, аранжировщик, пианист, звукоинженер. Родился 24 февраля 1962 года, с 1990 г. живёт в Штатах. Его имя значится на пластинке Эдуарда Артемьева «Тепло Земли».

В 1985 году инструментальной группой под управлением Зигмара Лиепиньша (Латвия) был записан винил под названием «Пульс-2 - Зигмар Лиепиньш - Инструментальная музыка». Этот винил второй в серии «Спорт и Музыка». Это была самая ходовая среди советских брейкеров пластинка. Группа латвийских музыкантов под предводительством Зигмара Лиепиньша (руководитель группы «Модо» (после Р. Паулса с 1987 г.), впоследствии основатель группы «Опус»), создала действительно культовую вещь! Примечательно также то, что многие советские теле- и радио передачи часто использовали отрывки треков с этого альбома в своих заставках.
Состав: З. Лиепиныш (руководитель, клавишиные); Г. Везгайлис (бас-гитара); О. Упениекс (ударные и Yamaha RX11); Х. Зариныш (соло-гитара).

Группа электронной музыки "АРГО" (Литва). Руководимая Гедрюсом Купрявичюсом и Юлиусом Вилнонисом, группа "Арго" была основана в стенах Каунaского Музыкального театра Литвы в 1979 году. КУПРЯВИЧЮС Гедрюс (р.1944, Литва), композитор.

Михаил Чекалин (р. 1959 в Москве) "безусловно, является одним из наиболее радикальных новаторов среди композиторов электронной музыки не только в России, но в мире" (Audion, 6/1993, Великобритания); "ныне считается одним из лучших современных не-групповых композиторов России" (Стив Хиджиди, Zoltan’s Progressive Rock WebPage, США), автор симфонической и камерной музыки, художник, музыкант, работающий в самых разных амплуа. Начало творческого пути Михаила Чекалина, как автора исключительно музыки клавишного синтезаторного исполнения, выпадает на конец 70-x годов, а значит, совпадает с периодом становления и развития в мире синтезаторной музыки как таковой. Из всех отечественных композиторов фундаментальных музыкальных форм в СССР Михаил Чекалин – тот единственный, кто складывается как художник независимо от "позиции" официального искусства СССР.
В 1980-1986 - руководитель группы "Арго", автор исполняемых ею композиций, опер, мюзиклов, рок-ораторий, симфоний, музыки к театральным постановкам и кинофильмам. С 1988 - зам. министра культуры Литовской ССР.
Дискография: 1972 Ugnies Medziokle; 1990 Взгляд змия; 1997 Velykos

Свен Грюнберг "Шар". Использовалась в к/ф "У погибшего альпиниста", 1979 год

Sven Grünberg - Ball

Mikhail Chekalin - Ecstatic Lullaby (1987) (The First Videoclip in the USSR)


Yury Chernavsky - "I'm a Robot" ("Я робот"), 1983

СКАЧАТЬ ПОДБОРКУ СОВЕТСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ (подчистил от откровенной попсни)

дальше еще подборка советской электронной музыки

Лазерное шоу Mikhail Chekalin - The Dream Dance (Live 1983)

Юра Чернавский в группе ЧЮМА " Doctor Change " ( "CHYMA" ) 1989

Александр Зацепин - музыка из м.ф тайна Третьей Планеты

Михаил Чекалин. Марш в воинском обличии и вокализ в рапиде (1984). Mikhail Chekalin - Military March & Vocalize in Rapid (1984)

Первая грув-музыка Александр Зацепин - Танец шамана groove (1973)

Mikhail Chekalin - A Fragment of The Green Symphony (Live 1987)

бонус-трэк :) Пинк Флойд+Тайна третьей планеты Pink Floyd vs Тайна Третьей Планеты

2 comments for “Советский рок. Часть вторая. Электронная музыка в СССР, начало пути для «другой музыки».

  1. 18.02.2011 at 1:57 пп

    Очень глубокая статья, которая хорошо раскрывает и описывает как развивалась музыка в нашей стране. Большой респект))

  2. ШНУБЛИК
    20.06.2014 at 8:29 дп

    Автор ты конченный задрот за одно только слово,как ты проститутка написал СССР,иди ты на хуй в свою ёбанную америку уёбок грешный и соси там хуй у обамы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *