Появление панк-рока в Европе: битва за Британию

Чтобы раскрыть тему появления панк-культуры и того, что она принесла в музыку, надо рассмотреть что происходило в Британии в 70-е.

Нужно сразу обозначить один такой нюанс — британские панки против самого рока ничего не имели. Вспышка панк-культуры в 1976 году была вызвана неприязнью между разными социальными и даже культурным слоями — это был протест против «капиталистического» стадионного рока и его любителей — в Британии под этим подразумевался «прогрессивный» рок или прог-рок.

Это традиционная неприязнь «синих воротничков» к «белым воротничкам», т.е. пролетариев к интеллигенции (хотя в Британии это слово имеет совсем другой оттенок, чем у нас). Музыканты прог-рока воспринимались «с другой стороны» как некие чудики, закопавшиеся в синтезаторах и не воспринимающие никого кроме себя. Получалось как-то слишком хитро: можно сочинять непрекращающиеся эпосы в переменных тональностях, иногда разбавляя их навороченным и долгим соло. Для того, кто жил здесь и сейчас, это было скучно и воспринималось как Теория Относительности, переложенная на ноты.

Все это вызвало ответную реакцию и в 1975 году в Лондоне зазвучал т.н. паб-рок. Уже на следующий год Малкольм Макларен (Malcolm McLaren - основатель Sex pistols) стал лидером панк-движения. С этого момента начала зарождаться культурная революция. По сути панк стал неким самодостаточным антистилем.

Тебе больше не требовалось быть гитарным маэстро, достаточно было просто трех аккордов. Панк означал "здесь и сейчас", ненависть и войну, очередь за пособием по безработице и прочее. Но самое главное - группы были "земными", доступ­ными, а их музыка — восхитительной.

Не менее важной и очень британской чертой была классовость. Панк был музыкой рабоче­го класса. Как всегда это бывает, парадокс заключался в том, что ведущие панк-группы этому не соответствовали. Берни Роудс (Bernie Rhodes) приложил не­мало усилий, чтобы никто не узнал про классовое происхождение участников The Clash. Они были милыми ребятами, выходцами из среднего класса, приехавшими из провинциального графства Кент. Они пытались замаскировать свое происхождение наигран­ными позерством и насмешливостью, при этом еще и навешивая на себя свастики. В британских СМИ типа NME шла почти что массовая пропаганда.

Панк проявлял себя как совершенно новое явление, нечто революционное, противопоставляющее себя всему, что было раньше, и т.д. и т.п. Но, если отбросить в сторону маркетинг, можно обнаружить некоторые неприглядные факты:

Музыкальная и политическая линия брит-панка отчетливо идет от американских групп, таких как The МС5, The Stooges, New York Dolls и The Ramones.

Что касается противостояния панк-рока со всем остальным, то у настоящих панков, тех, что были выходцами из рабочего класса, не возникало ни­каких проблем с рок-группами. Ребята из Sex Pistols были большими фанатами Thin Lizzy и презамечательно играли вместе с Филом Линоттом (Phil Lynott) в со­ставе Greedy Bastards в 1978 году.

Группа The Stranglers балдела от Дорзов (The Doors). The Damned были в восхищении от Hawkwind. The Cockney Rejects одобрительно отзывались об Aerosmith и UFO. И, по слухам, в Anarchy In The UK на гитаре играл Крис Спеддинг.

И, кстати, большинство панков розлива 76 года также воздавали должное и глэм-року.

Панк породил "новую волну". Эта тенден­ция захватила весь музыкальный бизнес. Внезапно все, что было связано с "роком", утратило свою популярность.

"Пролетарская" рок-революция выпустила на сцену новое поколение среднего класса.

Параллельно с панком зародилась и еще одна новая волна, которую по-началу СМИ проигнорировали. Она была такая же при­земленная, такая же враждебная по отно­шению к стадионному прог-року и такая же бескомпромиссная. Это был металл.

Sex Pistols - Anarchy in the UK Studio Version

The Stranglers - Strange Little Girl

The Stranglers - Sweden



Sex Pistols - God Save the Queen Studio

"Ньюйоркские куколки" с песней "Персональный кризис"

New York Dolls Personality Crisis

The Clash - Train In Vain

Cockney Rejects- Oi! Oi! Oi!

В тему футбольных фанов

Cockney Rejects - We Are The Firm

3 comments for “Появление панк-рока в Европе: битва за Британию

  1. 01.08.2010 at 1:42 пп

    про панк культуру есть очень интересная книга — Крейг О’Хара «Философия панка. больше чем шум». (есть 2 версии — одна более «политкорректная» ).
    И рассматривать 70е годы в панке — все равно, что судить о мандарине по шкурке. Панк зародился в 50х годах, и в 60х был первый пик популярности.70е годы — время, когда панк из музыки протеста стал просто музыкой недовольных подростков. Музыка протеста превратилась в еще одно направление на котором толстые дяди, против которых были сами песни, научились сшибать деньги.

    • admin
      01.08.2010 at 9:08 пп

      fuck-anik есть еще тонкий момент, где-то 74 год — ключевой для всех направлений музыки. Не знаю что там «астрологически» произошло, но резко повысилось качество звука, качество студийной записи и обработки. Поэтому 70-е это очень интересный этап, несмотря ни на что.
      Предположу, что до 70-х там особо нечего было записывать и не на чем, и не очень то собирались.

      А толстые дяди…
      Они не виноваты что пипл хавает.

      Да и сама идея протестной культуры скоротечна, как показывает практика.

  2. grim
    01.08.2010 at 3:48 пп

    толстые дяди — такие толстые..
    почему то в британии и зарождался стиль, хоть и с оглядкой на америку.
    а вот в роccии своего панка как то не очень…
    видимо очень буквально приняли про 3 аккорда и протест.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *